Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (несколько дефектов в развитии одновременно). Данный специалист работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Основное направление работы – помощь в обучении и воспитании лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог владеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей школьного возраста, с возможность преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах.
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Многие дети значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда захватывает и второй год жизни.
В младенческом возрасте у детей с нарушениями интеллекта снижена реакция на внешние раздражители, отмечается некоторое безразличие к новому (предметам. игрушкам), к эмоциональному общению со взрослыми (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии.
У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов. Не формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест).
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). У многих детей с нарушениями интеллекта овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. При движении наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.
С освоением ходьбы должно начинаться развитие предметных действий - таких, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением (ребенок ложкой не стучит по столу, а использует для еды и т.п.). У детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, которые перемежаются неадекватными, нелогичными действиями (например, ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т.п.). Не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности — игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу третьего года жизни.
У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки, для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение с взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется. Т.о., речь ребенка раннего возраста с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.
![]() | |
Развитие временных представлений. Признаки времен года. |
У дошкольников с нарушением интеллекта не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. Ведущая для детей дошкольного возраста игровая деятельность к концу дошкольного возраста находится на начальной ступени развития. У детей отмечаются лишь предметно-игровые, процессуальные действия. Для них характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, осуществляемых без эмоциональных реакций, без использования речи. Дети с нарушением интеллекта в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся сверстники, овладевают навыками самообслуживания. Без специального обучения у них не формируются продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В познавательной сфере на первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность. Дошкольников с нарушением интеллектуального развития привлекают яркие, красочные предметы и игрушки, однако они быстро теряют к ним интерес.
В этом возрасте проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий.
Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.
Можно говорить, о том, что к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности. Своевременно нескорригированные нарушения в психическом развитии усугубляются, становятся более выраженными, яркими.
Школьный возраст. Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная, которая имеет ряд особенностей у детей с проблемами интеллектуального развития. Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом. Школьник с нарушением интеллекта на уроке может изображать внимательного ученика, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. Восприятие у детей с нарушением интеллекта также характеризуется рядом особенностей. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того чтобы узнать предмет, явление, школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее, необходимо больше времени давать на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.
У школьников с нарушением интеллекта снижен объем восприятия, т. е. одновременное восприятие группы предметов. Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами и т.д. Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. К началу школьного обучения они имеют скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы.
Нарушение способности мыслительных процессов – анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью.
![]() |
Развитие логического и
пространственного мышления в работе с палочками Кюизенера. |
Основные направления в моей работе с детьми:
- углубление и расширение знаний обучающихся о себе, об окружающем мире, исходя из специфики их способностей;
- развитие движений, различных видов праксиса (удержание позы кистей рук и пальцев; глазодвигательные упражнения; последовательные и совместные движения рук и ног, их чередование; сопряжённость движений и ритмичной речи и т.д.);
- развитие перцептивно-гностических функций (усвоение оттенков цветов, подбор оттенков к основным цветам; перечёркнутые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр; наложенные контурные изображения; определение букв, цифр, расположенных неправильно; добавление недостающего элемента букве, цифре; нахождение различий у двух предметных, сюжетных картинок и т.д.);
- развитие мышления (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей и т.д.);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение);
- развитие мнестических процессов (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие временных представлений (закрепление представлений о частях суток, временах года, днях недели, их последовательности; определение времени и т.д.);
- развитие пространственного восприятия (штрихование в разных направлениях; складывание разрезных предметных, сюжетных картинок; графические диктанты и т.д.);
- развитие графомоторных функций (штрихование; рисование фигуры, предмета, буквы, цифры, росчерка по образцу, по памяти; рисование бордюров, орнаментов по данному образцу, по памяти, продолжение рядов и т.д.);
- развитие связной речи и словарного запаса обучающихся;
- формирование умения работать в подгруппе.
Спасибо за материал, очень все подробно, по возрастных категориям.
ОтветитьУдалитьБлагодарю!
Удалить