Особый ребенок

Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (несколько дефектов в развитии одновременно). Данный специалист работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Основное направление работы – помощь в обучении и воспитании лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог владеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей школьного возраста, с возможность преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах.

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Многие дети значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда захватывает и второй год жизни.

В младенческом возрасте у детей с нарушениями интеллекта снижена реакция на внешние раздражители, отмечается некоторое безразличие к новому (предметам. игрушкам), к эмоциональному общению со взрослыми (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии.

У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов. Не формируются своевременно предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест).

 

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). У многих детей с нарушениями интеллекта овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. При движении наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

С освоением ходьбы должно начинаться развитие предметных действий - таких, когда предмет используется в соответствии с его функциональным назначением (ребенок ложкой не стучит по столу, а использует для еды  и т.п.). У детей раннего возраста с нарушениями интеллекта предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции с предметами, которые перемежаются неадекватными, нелогичными действиями (например, ребенок надевает на стержень пирамидки вначале колпачок, а затем пытается нанизывать колечки; в маленький гараж пытается засунуть большую машинку и т.п.). Не формируются самостоятельно и другие виды детской деятельности — игра, рисование, зачатки трудовой деятельности, которые при нормальном интеллекте развиваются к концу третьего года жизни.

У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки, для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение с взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха. У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной речи появляются после двух лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется. Т.о., речь ребенка раннего возраста с нарушениями интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.

Развитие временных представлений. Признаки времен года. 

У дошкольников с нарушением интеллекта не получают должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. Ведущая для детей дошкольного возраста игровая деятельность к концу дошкольного возраста находится на начальной ступени развития. У детей отмечаются лишь предметно-игровые, процессуальные действия. Для них характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, осуществляемых без эмоциональных реакций, без использования речи. Дети с нарушением интеллекта в более поздние сроки, чем нормально развивающиеся сверстники, овладевают навыками самообслуживания. Без специального обучения у них не формируются продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В познавательной сфере на первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении задания, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность. Дошкольников с нарушением интеллектуального развития привлекают яркие, красочные предметы и игрушки, однако они быстро теряют к ним интерес.

В этом возрасте проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность выполнения действий.

Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

Можно говорить, о том, что к концу дошкольного детства у детей с про­блемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности. Своевременно нескорригированные нарушения в психическом развитии усугубляются, становятся более выраженными, яркими. 

 

Школьный возраст. Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная, которая имеет ряд особенностей у детей с проблемами интеллектуального развития. Школьникам с нарушением интеллекта достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.

Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом. Школьник с нарушением интеллекта на уроке может изображать внимательного ученика, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. Восприятие у детей с нарушением интеллекта также характеризуется рядом особенностей. Скорость восприятия у них заметно снижена. Для того чтобы узнать предмет, явление, школьникам с нарушением интеллекта требуется больше времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Эту особенность важно учитывать в учебном процессе: речь учителя должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее, необходимо больше времени давать на рассматривание предметов, картин, иллюстраций.

У школьников с нарушением интеллекта снижен объем восприятия, т. е. одновременное восприятие группы предметов. Узость восприятия затрудняет овладение учениками чтением, вычислениями с многозначными числами и т.д. Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.

У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. К началу школьного обучения они имеют скудный словарный запас, который включает в основном существительные и глаголы.

Нарушение способности мыслительных процессов – анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения. Мышление детей с нарушением интеллекта характеризуется косностью, тугоподвижностью.

Развитие логического и пространственного мышления в работе с палочками Кюизенера.

Основные направления в моей работе с детьми:

  • углубление и расширение знаний обучающихся о себе, об окружающем мире, исходя из специфики их способностей;
  •  развитие движений, различных видов праксиса (удержание позы кистей рук и пальцев; глазодвигательные упражнения; последовательные и совместные движения рук и ног, их чередование; сопряжённость движений и ритмичной речи и т.д.);
  • развитие перцептивно-гностических функций (усвоение оттенков цветов, подбор оттенков к основным цветам;  перечёркнутые изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр; наложенные контурные изображения; определение букв,  цифр, расположенных неправильно; добавление недостающего элемента букве, цифре; нахождение различий у двух предметных, сюжетных картинок и т.д.);
  • развитие мышления (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей и т.д.);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение);
  • развитие мнестических процессов (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • развитие временных представлений (закрепление представлений о частях суток, временах года, днях недели, их последовательности; определение времени и т.д.);
  • развитие пространственного восприятия (штрихование в разных направлениях; складывание разрезных предметных, сюжетных картинок; графические диктанты и т.д.);
  • развитие графомоторных функций (штрихование; рисование фигуры, предмета, буквы, цифры, росчерка по образцу, по памяти; рисование бордюров, орнаментов по данному образцу, по памяти, продолжение рядов и т.д.);
  • развитие связной речи и словарного запаса обучающихся;
  • формирование умения работать в подгруппе.

 

 

 


2 комментария: