Доклад на краевой семинар
«Применение
элементов изотерапии в коррекционно – развивающей деятельности с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья».
В процессе
работы с детьми с умственной отсталостью, можно обратить внимание, что обучающиеся
на занятиях инертны, проявляют слабый интерес к деятельности, крайне низкую
работоспособность и познавательную активность. Также все мы знаем, что у детей
с интеллектуальными нарушениями наиболее
сохранный вид мышления - наглядно – действенный. Поэтому на занятиях крайне
необходимо сочетать наглядность, живое слово педагога и действие.
Это и
побуждает к использованию таких технологий, методов, которые с одной стороны,
позволят улучшить эмоциональное состояние ребёнка на
занятии, а с другой стороны, скорректировать познавательную сферу, мелкую
моторику, речь ребенка. Такой
технологией является арт – терапия, а
именно метод изотерапия. Изотерапия – это метод воздействия и коррекции через изобразительную деятельность.
Изотерапия обладает
уникальным свойством — она не имеет противопоказаний, возрастных ограничений;
считается самым доступным и эффективным видом арт-терапии; а также изотерапия
делает коррекционно – развивающий процесс более эффективным, облегчает его,
т.к. позволяет задействовать на занятиях разные
ощущения детей (зрительные, слуховые, осязательные, двигательные).
Также
метод «изотерапия» соответствует требованиям
Федерального государственного стандарта № 1599, а именно:
- в изотерапии используются
только позитивные средства стимуляции деятельности и поведения обучающихся,
которые демонстрируют доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- направлена на развитие мотивации и интереса к познанию
окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ;
-
стимулирует познавательную активность, формирует позитивное отношение к
окружающему миру;
- позволяет систематически актуализировать
сформированные у обучающихся знания (ранее выполненные работы используются в
дальнейшей работе, для закрепления материала);
Основная цель –
не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами изотерапии
справиться с трудностями в обучении, в социализации, в развитии жизненных
компетенций (развитие привычки к порядку,
аккуратности; овладение навыками коммуникации, нормами социального
взаимодействия; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и др.).
В изотерапии можно использовать
традиционные приемы: рисование цветными карандашами, простым карандашом,
цветными мелками, восковыми мелками, различными красками. Рисовать можно не
только традиционный образ, но и использовать различные дорисовки и штриховки.
Это могут быть такие задания:
-
«Заштрихуй фигуры»,
-
«Обведи фигуры одной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,
-
«Дорисуй вторые половинки»,
-
«Обведи по точкам и продолжи сам»,
-
«Обведи и раскрась»,
-
«Скопируй фигуру по точкам».
Но также и нетрадиционные: рисование пальцами, ладонью; по -
мокрому листу; «монотипия» и т.д.
Использование элементов
изотерапии на коррекционно – развивающих занятиях способствуют развитию:
- мелкой
моторики и графомоторных навыков.
развиваются
кисти рук, мелкие движения пальцев, навыки
правильного захвата карандаша при рисовании.
- произвольности
психической деятельности.
У детей развиваются те навыки,
которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности - например, следовать инструкции взрослого; выполнять
задания за определенное время, уметь доводить дело до конца; содержать в порядке
рабочее место, инструменты и материалы.
- перцептивно-гностических функций.
Развивается
цветовая чувствительность, дети дифференцируют и называют не только основные
цвета, но и оттенки. Дети учатся получать оттенки путем смешения основных
цветов.
- мышления. Развивается анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия;
дети сравнивают рисунок с объектом, сопоставляют части рисунка между собой и
т.д. Дети учатся рассуждать, делать выводы.
-
развитие речи.
- математических представлений (например, закрепление зрительного
образа цифры через рисование, лепку,
аппликацию; понятия «большой - маленький»; «много - мало»; соотнесение
количества с числом. В процессе
рисования, лепки и аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях,
о средствах и
способах их передачи, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные
особенности и детали.
Благодаря
ИЗО- деятельности ребенок учится видеть структуру объекта - эта черта
творчества формируется у обучающихся при выполнении аппликаций, создаваемой
из геометрических фигур. Создавая изображения ребенок осмысливает запоминает
характерные особенности предмета. Включение в работу нетрадиционных техник
рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, но и
за счет работы с разными изобразительными материалами.).
Таким образом, проведение занятий с
использованием элементов изотерапии – это мощный стимул в обучении и
воспитании, который позволяет расширить познавательную активность и развивать
творческие способности обучающихся. Уроки с использованием арт-технологий имеют
дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел»,
проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Это является
исключительно важным для всех детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий