четверг, 16 декабря 2021 г.

Доклад на краевой семинар «Применение элементов изотерапии в коррекционно – развивающей деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

                                                    Доклад на краевой семинар

«Применение элементов изотерапии в коррекционно – развивающей деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

В процессе работы с детьми с умственной отсталостью, можно обратить внимание, что обучающиеся на занятиях инертны, проявляют слабый интерес к деятельности, крайне низкую работоспособность и познавательную активность. Также все мы знаем, что у детей с интеллектуальными нарушениями  наиболее сохранный вид мышления - наглядно – действенный. Поэтому на занятиях крайне необходимо сочетать наглядность, живое слово педагога и действие.

Это и побуждает к использованию таких технологий, методов, которые  с одной стороны, позволят улучшить эмоциональное состояние ребёнка на занятии, а с другой стороны, скорректировать познавательную сферу, мелкую моторику, речь ребенка.  Такой технологией  является арт – терапия, а именно метод изотерапия. Изотерапия – это метод воздействия и  коррекции через изобразительную деятельность. 

Изотерапия обладает уникальным свойством — она не имеет противопоказаний, возрастных ограничений; считается самым доступным и эффективным видом арт-терапии; а также изотерапия делает коррекционно – развивающий процесс более эффективным, облегчает его, т.к. позволяет задействовать на занятиях разные ощущения детей (зрительные, слуховые, осязательные, двигательные).

Также метод «изотерапия»  соответствует требованиям Федерального государственного стандарта № 1599, а именно:

- в изотерапии используются только позитивные средства стимуляции деятельности и поведения обучающихся, которые демонстрируют доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- направлена на  развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ;

- стимулирует познавательную активность, формирует позитивное отношение к окружающему миру;

- позволяет систематически актуализировать сформированные у обучающихся знания (ранее выполненные работы используются в дальнейшей работе, для закрепления материала);

 Основная цель – не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами изотерапии справиться с трудностями в обучении, в социализации, в развитии жизненных компетенций (развитие привычки к порядку, аккуратности; овладение навыками коммуникации, нормами социального взаимодействия; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и др.).

         В изотерапии можно использовать традиционные приемы: рисование цветными карандашами, простым карандашом, цветными мелками, восковыми мелками, различными красками. Рисовать можно не только традиционный образ, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Это могут быть такие задания:

- «Заштрихуй фигуры»,

- «Обведи фигуры одной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,

- «Дорисуй вторые половинки»,

- «Обведи по точкам и продолжи сам»,

- «Обведи и раскрась»,

- «Скопируй фигуру по точкам».

Но также и нетрадиционные: рисование пальцами, ладонью;  по - мокрому листу; «монотипия» и т.д.

Использование элементов изотерапии на коррекционно – развивающих занятиях способствуют развитию:

- мелкой моторики и графомоторных навыков.

развиваются кисти рук, мелкие движения пальцев, навыки правильного захвата карандаша при рисовании.

- произвольности психической деятельности.

У детей развиваются те навыки, которые в дальнейшем помогут в учебной деятельности -  например, следовать инструкции взрослого; выполнять задания за определенное время, уметь доводить дело до конца; содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.

- перцептивно-гностических функций.

Развивается цветовая чувствительность, дети дифференцируют и называют не только основные цвета, но и оттенки. Дети учатся получать оттенки путем смешения основных цветов.

- мышления. Развивается анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия; дети сравнивают рисунок с объектом, сопоставляют части рисунка между собой и т.д. Дети учатся рассуждать, делать выводы.

- развитие речи.

- математических представлений (например, закрепление зрительного образа цифры через рисование, лепку, аппликацию; понятия «большой - маленький»; «много - мало»; соотнесение количества с числом. В процессе рисования, лепки и аппликации ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали.

Благодаря ИЗО- деятельности ребенок учится видеть структуру объекта - эта черта творчества формируется у обучающихся при выполнении аппликаций, создаваемой из геометрических фигур. Создавая изображения ребенок осмысливает запоминает характерные особенности предмета. Включение в работу нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.).

Таким образом, проведение занятий с использованием элементов изотерапии –  это мощный стимул в обучении и воспитании, который позволяет расширить познавательную активность и развивать творческие способности обучающихся. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Это является исключительно важным для всех детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий